Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
НОВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА (1118-1220)  

Источник: ИСТОРИЯ ИСЛАНДИИ


 

Десятина и ее последствия

Десятина 1097 г. имела большое экономическое значение для церкви и радикально изменила общественную структуру: церковь становилась богаче, епископы имели все больше власти, вожди многочисленных разбросанных общин (хёвдинги) тоже всеми способами увеличивали свое богатство и влияние и возводили церкви в своих владениях. Некоторые из них сами становились священниками, другие приглашали священников, но в любом случае они стремились контролировать сбор десятины и распоряжаться ею. Таким способом они значительно упрочили свое положение, в то время как низшие слои населения все больше зависели от них в качестве арендаторов и работников.

Сначала, когда многочисленные хёвдинги мало отличались друг от друга по статусу и богатству, эта социальная система работала достаточно четко. Но такое установившееся равновесие власти было, как показало будущее, весьма шатким.

Искусство письма

В языческие времена исландцы пользовались руническим письмом, знаки которого они вырезали на дереве и камне. С введением христианства в стране появились богослужебные книги, а вместе с ними - латинский алфавит. В течение XI в. умение читать и писать настолько распространилось, что закон о десятине 1097 г., по-видимому, появился в письменном виде уже вскоре после его принятия.

Светские законы впервые были записаны зимой 1117/18 гг. Это запаздывание, вероятно, объяснялось стремлением сохранить древний обычай оглашения законов. Как только законы становились письменными, законоговорителю уже не требовалось помнить их наизусть. Внушительный сборник законов века саг впоследствии получил название "Серый Гусь". Свод канонического права (церковного законодательства), одобренный альтингом в 1123 г., скорее всего, был сразу же записан. Среди письменных памятников XII в. мы встречаем грамматические и астрономические трактаты, исторические сочинения, хроники, генеалогии, сборники проповедей и молитв. К началу XIII в. относятся древнейшие саги, история первых епископов и другие тексты. Богатство письменной литературы свидетельствует, что в те времена в Исландии было много хорошо образованных людей. Исландский алфавит был создан на основе английского с небольшими изменениями.

Первый писатель

Сэмунд Сигфуссон (1056-1133) из Одди - первый исландский писатель, известный нам по имени. Он получил прекрасное образование и, как считалось, был первым из скандинавов, кто учился во Франции. Он был одновременно вождем и священником в своем имении Одди, на юге Исландии, где открыл школу или семинарию для священников. Сэмунд пользовался большим авторитетом в светских и церковных кругах и неизменно выступал советчиком по самым важным вопросам. Он написал по-латыни несколько исторических книг о норвежских королях, а также, по-видимому, и на другие темы. Все его сочинения давно утрачены, но более поздние авторы нередко упоминают и цитируют его сочинения. О мудрости Сэмунда (сумевшего провести самого дьявола) сложены многочисленные сказки и легенды, в которых он неизменно именуется Сэмундом Мудрым. Долгое время считалось, что "Старшая Эдда" тоже написана Сэмундом, но эта гипотеза не получила подтверждения.

Классик истории

Ари Торгильссон (1067-1148) учился в Хаукадале близ знаменитого Гейзера в Южной Исландии, где Тейт, сын епископа Ислейва, открыл в это время свою школу. Затем Ари занял место священника в Западной Исландии. Никаких иных биографических сведений о нем мы не имеем, но достоверно известно, что приблизительно в 1130 г. он закончил первую историю Исландии - "Книгу об исландцах". В этом небольшом сочинении изложены основные события исландской истории от эпохи заселения до смерти епископа Гицура (1118).

За этот труд Ари Торгильссон взялся по просьбе двух епископов - Рунольва Торлакссона из Скальхольта и Кетиля Торстейнссона из Холара, - а затем, как сказано в предисловии, показал его им и Сэмунду Мудрому. Книга была написана по-исландски; таким образом, Ари является первым автором, писавшим на национальном языке. Возможно, ему принадлежали и другие сочинения. Некоторые исследователи считают, что Ари составил первую редакцию "Книги о заселении страны", которая легла в основу дошедших до нас списков. Человек исключительно здравомыслящий и приверженный принципам объективного изложения исторических фактов, Ари остался в памяти соотечественников как Ари Мудрый.

Монастыри

Первый епископ Холара Ион Эгмундссон пропагандировал аскетизм, но не успел основать монастырь. Однако он немало сделал для того, чтобы в 1133 г., через 12 лет после его смерти, на севере Исландии, в Тингейраре, открылся первый монастырь. Монашеское движение ширилось, и в эпоху католицизма в Исландии появилось 11 монастырей - 9 мужских и 2 женских. Некоторые просуществовали недолго, но большинство действовало до 1550 г. и закрылось в связи с Реформацией. Помимо Тингейрара, широкую известность приобрели монастыри в Модрюветлире на севере, на острове Видей недалеко от Рейкьявика, в Хельгафелле на западе, Тюкквибэре на юге, а также два женских - в Киркьюбэре на юге и Рейнистаде на севере.

Монастыри были не только религиозными, но и культурными и образовательными центрами. В их стенах (в частности, в Тингейраре) Появились многочисленные исторические сочинения и саги; многие монастыри располагали хорошими библиотеками. Несомненно, что они в огромной степени способствовали поддержанию и распространению грамотности.

Исландские монастыри относились к орденам бенедиктинцев или августинцев. Со временем они накопили значительные богатства, которые (как это часто бывает) могли порождать у монахов всевозможные искушения и стремление к комфортной жизни. Но в целом исландские монастыри сделали много полезного для духовного и интеллектуального развития нации.

Концентрация власти

Очевидно, что в XII - начале XIII в. структура исландского общества быстро менялась. Помимо епископов, церквей и монастырей богатели отдельные вожди и семейства, которые со временем начали открыто пренебрегать законами и традиционными общественными ценностями. Многие хёвдинги не только сохранили свои прежние владения, но и приумножили их за счет дарений, наследований и браков. Их состояния непрерывно росли, а власть концентрировалась в руках все меньшего числа людей.

Этот новый высший слой общества разительно отличался от прежней знати, и хрупкий баланс власти начал разрушаться. Многие из богатых и влиятельных людей больше думали о собственных интересах, чем о благе общества. Многочисленные конфликты и даже вооруженные стычки постепенно подрывали прежний порядок.

Воинствующая церковь

Исландская церковь изначально выступала как общенациональная организация: христианство было принято правящим классом и подчинено существующему порядку. Связь церкви с вождями еще более укрепилась после введения десятины (1097), контроль над которой принес крупнейшим хёвдингам значительный доход.

Ситуация начала меняться в XII и особенно в XIII в., когда так называемая воинствующая церковь повела борьбу против всякого контроля со стороны светской власти. Полная независимость в собственных делах и невмешательство со стороны - так сформулировал эту Позицию Торлак Торхалльссон, епископ Скальхольта в 1178-1193 гг. Торлак получил образование в Англии и во Франции, был назначен священником и аббатом монастыря в Тикквибэре, затем избран в епископы и в этом сане проявил себя в высшей степени религиозным человеком и аскетом.

Торлак выступил против хёвдингов, которые построили церкви в своих имениях: этим людям, говорил он, следовало бы подарить свои земли церкви и впредь пользоваться ими как церковными бенефициями, Поначалу речи епископа возымели некоторый успех, но сила была на стороне знати, которая заставила Торлака отступить.

При поддержке архиепископа Нидароса Торлак пытался улучшить нравы знати и простых людей и добился в этом некоторых успехов. Возвышенные проповеди и аскетические взгляды снискали ему всенародное уважение.

Первые национальные святые

В католической Исландии святые значили не меньше, чем в других католических странах. Каждая церковь была посвящена тому или иному святому; особенно почитались Дева Мария, св. Николай, св. Петр и король Олав. К заступничеству святых обращались при болезнях, нужде или несчастьях, во славу их делали пожертвования церквам и монастырям.

Епископ Скальхольта Торлак Торхалльссон уже при жизни почитался в народе за благочестие и аскетизм; его борьба против знати (пусть и не увенчавшаяся успехом) также вызывала симпатии простых людей. После смерти Торлака в 1193 г. люди стали молиться ему и верили, что с его именем связаны многие чудеса. На альтинге 1198 г. преемник Торлака в Скальхольте объявил, что всем должно быть позволено взывать к нему как к святому. Останки Торлака были извлечены из земли и помещены в раку в кафедральном соборе Скальхольта, и местное епископство стало получать немалые пожертвования во имя святого. Однако, хотя Торлака и объявили национальным святым, по целому ряду причин он не был занесен в католические святцы вплоть до 1984 г.

Историческое соперничество севера и юга страны, некогда побудившее жителей севера просить о назначении своего епископа, с канонизацией Торлака вспыхнуло вновь. Епископ Холара, духовенство и простые люди быстро собрали неопровержимые свидетельства того, что их первый епископ, Йон Эгмундссон, был человеком истинно святым, и в 1200 г. добились его канонизации. Таким образом, за короткое время исландская церковь получила двух национальных святых, которых народ затем почитал много столетий.

Неукротимый епископ

Священник Гудмунд Арасон стал епископом Холара в 1201 г. Хёвдинги Северной Исландии поддержали его, надеясь получить в его лице послушное орудие для защиты своих интересов, но жестоко просчитались. Новый епископ оказался крайне благочестивым и аскетичным. Нередко он путешествовал по стране в окружении бродяг и нищих, благословлял и освящал родники, опасные дороги и высокие прибрежные утесы. Многие места в Исландии до сих пор носят названия, данные епископом (включая название источника, снабжающего водой Рейкьявик).

Гудмунд был весьма деспотичным епископом, не склонным принимать во внимание чужие мнения; в духе воинствующей церкви он потребовал полного подчинения от приходского духовенства. Когда знать отказалась признать его претензии, между ней и сторонниками епископа возникла острая вражда, доходившая до открытых стычек. В конце концов хёвдингам удалось сместить его с поста епископа, и с тех пор Гудмунд жил изгоем, скитаясь по стране в сопровождении преданных сторонников.

Неукротимый епископ ставил закон Божий превыше закона немного и отправлял все спорные дела со светскими властями в Норвегию на рассмотрение архиепископа Нидароса. Практика обращения к внешним авторитетам по поводу внутренних проблем широко отрыла двери для иноземного вмешательства, поскольку и мнать, со своей стороны, стала апеллировать к норвежскому королю, чтобы укрепить свои позиции в борьбе за власть.

Епископ Гудмунд Арасон вел нескончаемую войну за дело святой церкви, но проиграл ее. Значительную часть жизни он был странствующим проповедником и умер в 1237 г., будучи фактически пленником в епископской резиденции. Однако своим состраданием нищим и отверженным Гудмунд заслужил великий почет. Исландцы называли его Гудмунд Добрый и считали святым.

В год смерти Гудмунда место епископа Скальхольта тоже опустело. Исландцы избрали своих кандидатов на обе кафедры, но архиепископ Нидаросский отверг их и вместо этого назначил епископами в Исландию двух норвежцев - с намерением более эффективно проводить политику папского престола и вместе с тем упрочить растущее влияние Норвегии. Несколько позднее, в 1253 г., альтинг постановил, что если светский и церковный закон приходят в противоречие, то предпочтение должно быть отдано закону церкви. В свете этого постановления Гудмунд Арасон, можно сказать, все-таки одержал посмертную победу.