Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Предисловие  

Источник: Я. ПЕТЕРСЕН. НОРВЕЖСКИЕ МЕЧИ


 

Минуло семь лет с той поры, как я начал свой труд о мечах эпохи викингов. Весной 1912 г. я сделал первые записи и рисунки по этой теме в археологическом музее Олдсаксамлинген1 Университета в Кристиании2, не задумываясь тогда еще о том, чтобы собрать воедино и обработать материал со всей страны. С того времени, порой с длительными перерывами, в свободные минуты я занимался исследованием мечей, постоянно размышляя над этой темой. Наконец, после двух лет работы исключительно с этим материалом (помимо моих музейных обязанностей) я смог отдать в печать завершенный труд.

Я не считаю, что вопрос об оружии эпохи викингов и даже о мечах исчерпан. Я надеюсь, что дал материалу в общем правильную хронологическую оценку. Несомненно, со временем будут проведены более детальные исследования, и я рассчитываю, что дальнейшее изучение древностей эпохи викингов даст возможность шире рассмотреть ряд вопросов, в данной работе отошедших на задний план. Например, я планировал сопоставить археологический материал и данные письменных источников. Хотя рассмотрение этой увлекательной проблемы пришлось временно отложить, я питаю надежду рассмотреть эту интересную тему в дальнейшем, как только представится возможность. После выхода в свет работы профессора Шетелига об орнаментике Усеберга появилась возможность детальнее изучить орнаментацию рукоятей мечей и, соответственно, разрешить ряд вопросов, возникающих в связи с этим.

Весной 1916 г. я получил от университета стипендию на шестинедельную поездку для ознакомления с коллекциями музеев Швеции и Дании. За столь короткий срок было невозможно тщательно изучить увиденные фонды, удалось лишь составить общее представление о материале. Я познакомился с коллекциями в Эстерсунде3, Уппсале, Стокгольме (Государственный исторический музей), Лунде, Гётеборге и Копенгагене (Национальный музей). В работе мне помогло доброжелательное отношение руководства и служащих этих музеев, за что я им искренне признателен. В своей собственной стране я несколько раз посетил музеи в Бергене, Ставангере и Троннхейме, а также ознакомился с коллекциями музеев в Арендале4, Шеене5 и Сандвикскими коллекциями6 в Лиллехаммере. К сожалению, у меня не было возможности посетить музей в Трумсё, поэтому достаточно объемный северонорвежский материал по данной проблематике по большей части остался вне исследования. Работа основывается на моем собственном изучении различных категорий вооружения в этих музеях. Кроме того, я просмотрел топографический архив в музее Оддсаксамлинген, где имеются рисунки отдельных мечей, хранящихся в частных коллекциях. Я сердечно благодарен многим ученым за оказанную помощь. Ассистент С. Амброзиани по собственной инициативе добыл мне фотокопии норвежских мечей из Скандинавского музея7 в Стокгольме. В Национальном музее Копенгагена инспектор К. А. Нурдман (С. A. Nordman) любезно предоставил мне рисунки норвежских мечей. Фотографии материалов из Рейкьявикского музея (Исландия) предоставил директор музея Тордарсон (Þorðarson). Я сердечно благодарен всем этим уважаемым ученым.

Не могу не поблагодарить за помощь заведующих собраниями древностей норвежских музеев в Троннхейме и Бергене за сделанную для моей работы серию фотографий оружия. Профессор Шетелиг (Shetelig) был столь любезен, что предоставил в мое распоряжение цветные рисунки, которые когда-то сделала для него фрекен М. Абель (М. Abel) из Бергенского музея – они воспроизведены на трех отдельных таблицах в конце этой книги. Я в особенности благодарен директору Университета Олдсаксамлингена в Кристиании, профессору А. В. Брёггеру (A. W. Brøgger) за постоянную поддержку и большую помощь во время работы. Огромное спасибо моему другу, хранителю Хельге Йессингу (Helge Gjessing), который, прочитав мою рукопись, дал целый ряд полезных советов, особенно в отношении стиля изложения. Все рисунки к этой работе сделала Софи Краффт (Sofie Krafft), художник Олдсаксамлингена, за что я ей премного благодарен.

И в завершение – нижайший поклон Юбилейному фонду Университета Кристиании и руководителям Фонда Нансена, которые своими средствами дали возможность завершить работу над этим исследованием.

Я готов к тому, что эта всеобъемлющая типологическая работа может не воем прийтись по вкусу. Но следует помнить (о чем сегодня часто забывают), что в основе любого археологического исследования должны лежать типология и хронология, а по оружию эпохи викингов подобной основополагающей работы у нас еще не было. Признаться, эта книга и мне кажется не совсем удачной в части исследования культурных связей Норвегии эпохи викингов, но я преследовал одну определенную цель – хронологическое и типологическое упорядочивание форм оружия. Несмотря ни на что, я испытываю гордость и радость от того, что могу представить колоссальный материал систематизированным, тип за типом, как доказательство богатства и силы археологического наследия эпохи викингов Норвегии.

Май 1919
Ян Петерсен

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Олдсаксамлинген (Oldsaksamlingen – дословно "Собрание древностей) – археологический музей Университета в Осло. Основано в 1928 г., с 1999 г. – составная часть группы Культурно-исторических музеев Университета в Осло. – Прим. перев.

2. До 1924 г. так именовалась столица Норвегии Осло. – Прим. перев.

3. Östersund.

4. Arendal.

5. Skien.

6. De Sandvikske samlinger.

7. Nordiska museet.