Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Введение
 

Источник: А. С. КАН. ИСТОРИЯ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН


 

Скандинавские народы имеют между собой много общего. Прежде всего это их принадлежность к одной, а именно скандинавской ветви германских языков. Шведы и норвежцы, норвежцы и датчане легко понимают друг друга. Преобладающий в современной Норвегии букмол1 особенно близок датскому, от которого он и происходит. Современный исландский, правда, сильно разнится от остальных скандинавских языков (кроме фарерского), но зато весьма близок древнескандинавскому – общему предку всех этих языков.

Принадлежа к атланто-балтийской "малой расе", скандинавы близки друг к другу и антропологически, однако не больше, чем остальные народы, проживающие в бассейнах Балтики и Северного моря. Куда более важным обстоятельством является культурная близость всех народов Скандинавии. Так, например, исландская "Старшая Эдда" представляет собой эпический литературный памятник, родной для всех этих народов. Норвежские писатели и ученые в XVI-XIX вв. пользовались датским литературным языком. С начала нашей эры скандинавы исповедовали одни и те же верования – от древнегерманского язычества до протестантизма лютеранского толка.

Тесно переплелось и общественно-политическое развитие скандинавских народов. Исландия в IX-X вв. была заселена норвежцами. Южная оконечность нынешней Швеции до XVII в. составляла неотъемлемую часть Дании, а некоторые из западношведских областей – часть средневековой Норвегии. Исландией с XIII в. правили норвежские короли, а с XIV в. и до второй мировой войны – датские. Та же судьба с XIV в. постигла Норвегию, которая была подвластна Дании до 1814 г., а затем входила в вынужденную унию со Швецией до 1905 г. На тесную взаимную близость этих стран обращал внимание В. И. Ленин2.

Наряду с закономерностями всемирного или общеевропейского масштаба историческому развитию скандинавских народов свойственны местные, региональные особенности (но, разумеется, не какая-то исключительность). К ним относятся: сравнительное постоянство основного состава населения со времен неолита, крайне долгое – до XI-XIII вв. н. э. – сохранение дофеодальных (варварских) пережитков, заокеанские и трансконтинентальные экспедиции викингов (норманнов) в раннее средневековье; феодализация, как правило, без утраты крестьянством личной свободы; сословные собрания позднего средневековья (риксдаги) с участием крестьянских выборных; внешний рынок как главный фактор возникновения капиталистической промышленности; переход классового господства и государственной власти от дворян к буржуазии без крупных народных революций путем верхушечных буржуазных революций и реформ; длительный – особенно с середины XIX в. – внешнеполитический нейтралитет (частичный обрыв этой традиции со времени второй мировой войны); ускоренные темпы капиталистической индустриализации второй половины XIX – первой половины XX в.; раннее возникновение крестьянских партий; высокая организованность рабочего движения при одновременном преобладании в нем реформизма. Сближение общественно-политических порядков северных стран особенно усилилось в новейшее время, точнее, после второй мировой войны. Это устойчивые буржуазные демократии, имеющие множество одинаковых законов и обычаев. Граждане каждой страны свободно передвигаются и проживают, на равных правах трудоустраиваются и обеспечиваются социальными пособиями в пределах всех скандинавских стран и Финляндии. Тесные хозяйственные связи друг с другом, сходные системы политических партий, многолетнее преобладание среди этих партий социал-демократов также сближают между собой Швецию, Норвегию и Данию (в меньшей степени также Финляндию и Исландию). Эта близость скандинавских стран и народов используется различными социальными силами для решения часто противоположных общественных задач. Так, прогрессивные силы скандинавских стран связывают северное сотрудничество с укреплением мира и самостоятельности стран региона. В то же время реакционные круги в Скандинавии и за ее пределами нередко прикрывают своекорыстные империалистические цели лозунгами и теориями "северного единства", скандинавизма, нордизма.

Скандинавские страны объединяет, наконец, их географическое положение на северо-западе Европы, между Балтийским морем, с одной стороны, и Атлантическим и Ледовитым океанами – с другой. Природно-географические условия Скандинавии необходимо обрисовать несколько подробнее. Условия эти, конечно, не определяют ее историческое развитие, но они играют важную роль в качестве фона, внешних рамок, исходных предпосылок всего общественного развития на протяжении веков.

Скандинавские страны составляют в совокупности весьма значительную часть Западной Европы. Одна только Швеция по площади почти вдвое превосходит Великобританию. Сухопутные границы Норвегии тянутся более чем на 2,5 тыс. км. Во времена политического объединения скандинавских стран, особенно в XV и XIX вв., они принадлежали к числу наиболее крупных государств Европы. Однако между площадью и населением Скандинавии существует обратная зависимость: маленькая Дания обладает самой высокой плотностью населения, а в средние века в Дании и абсолютно было больше всего жителей. В Северной Скандинавии население крайне редко и поныне.

Несмотря на сравнительно низкую для Западной Европы населенность Скандинавии, следует иметь в виду, что среди северных районов земного шара это один из наиболее освоенных. Ведь значительная часть Скандинавского полуострова лежит за Полярным кругом. Да и рельеф, поверхность большей части Скандинавского полуострова и Исландии (но не Дании!) мало благоприятны для жизни людей, особенно людей древности и средневековья. Большую часть Скандинавского полуострова занимает Скандинавское нагорье, вытянутое с севера на юг. Высшая его часть с массивами около 2,5 тыс. м расположена в Юго-Западной Норвегии. На запад, к Атлантике, это нагорье обрывается круто, на восток, к Балтике, сходит полого. Вершины нагорий Скандинавии – это плоские поверхности – фьельды.

Рельеф Скандинавии сложился прежде всего в ходе оледенений – троекратных в течение четвертичного периода. Отсюда обилие озер, болот, мелководных рек с порогами и водопадами, моренных гряд, глубоких заливов-фьордов на Западном побережье Скандинавии и шхер – бухт с массой мелких островов – у Восточного и Южного побережий. Современные ледники Скандинавского нагорья занимают большую площадь. Исландия представляет плато с ледниками, вулканами и горячими источниками, бьющими из-под земли, – гейзерами. Равнинный характер носят: 1) целиком Дания как часть Северо-Германской низменности; 2) Средняя Швеция в районе крупных шведских озер; 3) крайний юг Швеции (Сконе); 4) Юго-Восточная Норвегия – район Осло. В этих равнинных областях издавна и сосредоточивалась подавляющая часть населения Скандинавии.

О скандинавских странах, лежащих на широте Лабрадора, Аляски, Гренландии и Чукотки, можно сказать, что это наиболее теплые из северных стран. Воды Гольфстрима в направлении с юго-запада на северо-восток омывают Норвежское побережье, оказывая сильное влияние также на климат Исландии, в меньшей степени – Швеции. Случается, что к норвежским берегам прибивает лес с тропических Антильских островов.

Море у берегов Исландии и Норвегии не замерзает. Зундский пролив замерзает лишь в особенно холодные зимы. Ботнический же залив Балтийского моря замерзает целиком. Средняя температура января в Северной Норвегии – от 0 до –4°, а в Южной и Центральной Швеции – от +1 до –3°. Зато лето здесь повсюду нежаркое. Климат морской в Норвегии, Дании, Исландии и умеренно континентальный на большей части Швеции. На востоке Скандинавии зимой холоднее, а летом жарче, чем на западе. За Северным Полярным кругом долгие зимние месяцы тянется ночь, а летом – день. Температура сильно разнится также в зависимости от высоты над уровнем моря: чем ниже, тем теплее.

Крупных судоходных рек нет. Крупнейшие озера расположены в Швеции: Венерн, Веттерн, Ельмарен, Меларен. Крупнейшие острова – из них состоит основная часть Дании – следующие: Зеландия, Фюн, Лолланн, Фальстер, Лангеланн, Борнхольм. Швеции принадлежат острова Готланд и Эланд в Балтийском море. У Северного побережья Норвегии три группы островов: Лофотенские, Вестеролен и Свальбард (Шпицберген). Дании принадлежат Фарерские острова, а также остров Гренландия.

Растительность Скандинавии меняется с севера на юг и сверху вниз. На севере, а также в высокогорных районах – тундра. Ниже и южнее – леса, сначала хвойные, потом смешанные, на крайнем юге лиственные (бук). Лесов особенно много в Швеции, где они занимают больше половины территории. В Дании, напротив, леса почти не сохранилось, но в средние века еще были широко распространены лиственные леса.

Все сказанное дает возможность представить себе и общие экономические возможности Скандинавии. Климат подходящ для земледелия, но хорошие плодородные почвы преобладают только в Дании, в Швеции их относительно меньше, в Норвегии же и Исландии – ничтожно мало. Пастбища лежат высоко в горах, но все же для скотоводства здесь имеются благоприятные условия. Горные недра, порожистые быстрые реки, лесные массивы открывают для промышленности широчайшие возможности, которые, однако, реализовались в полной мере лишь в нашем столетии. Огромную роль издавна играет море, особенно обильное рыбой у берегов Норвегии. Море также служит важным средством сообщения: вдоль Норвегии можно плыть из фьорда в фьорд, не выезжая в открытый океан. Вся Дания соединяется между собой водой: проливами Каттегат, Большой и Малый Бельт. Ютландский полуостров от Швеции отделен проливом Каттегат, от Норвегии – проливом Скагеррак. Из заливов особенно важны Осло-фьорд в Норвегии, Ботнический между Северной Швецией и Финляндией, Лим-фьорд в материковой части Дании. Минимальное расстояние между Швецией и Данией составляет всего 4 км Зундского пролива. От Норвегии же до Исландии 1000 км.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В современной Норвегии равными правами пользуются букмол (норвежско-датский язык) и новонорвежский, искусственно воссозданный из местных диалектов.

2. См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 69, 290-291.