Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Литература

 
Комментарии научного редактора  

Источник: А. СТРИННГОЛЬМ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, НРАВЫ И ОБЫЧАИ


 

53. В большинстве случаев в настоящем переиздании сохранены особенности транскрибирования скандинавской топонимики, присущие переводу А. Шемякина, в силу, прежде всего, дискуссионности разных версий этого транскрибирования.

54. Гуты, гауты, геаты – разные названия одного из двух больших племен, слившихся в этнос, именуемый ныне шведами. Вторыми были собственно свеи (svear). Гауты упоминаются в "Беовульфе" как одно из главных действующих там племен, наряду с данами. Связь их с готами, на первый взгляд очевидная, в действительности дискуссионна.

55. Об этом см. выше (прим. 42). Война асов и ванов и покорение и ассимиляция вторых первыми – несомненно, след каких-то давних завоевательных войн, ведшихся предками германцев-скандинавов против автохтонного населения, вероятно, уже в самой Скандинавии во время ее колонизации в древности.

56. Анунд (Энунд) Дорога.

57. Описание масштабной внутренней колонизации, проходившей в вендельскую эпоху (VI-VIII вв.) и предшествовавшей заморским колонизациям эпохи викингов. В ходе нее скандинавами были освоены многие лесные районы Центральной Швеции и Норвегии, а граница расселения германцев на Скандинавском полуострове заметно отодвинулась к северу.

58. Внутреннее устройство Исландии явилось слепком устройства скандинавской метрополии, который, однако, развивался изолированно и практически самостоятельно, все более и более дрейфуя в типологическом отношении от своего оригинала. Поэтому автоматически экстраполировать исландские институты и обычаи на современную им, а тем более – древнейшую, Скандинавию неправомерно.

59. Межплеменные и надплеменпые культовые обряды являлись основной силой, цементировавшей первые союзы племен – зародыш будущих государств, которые, однако, не всегда образуют с ними непрерывную линию преемственности.

60. Сколько-нибудь удовлетворительно сохранившихся остатков храмового зодчества эпохи викингов до нас не дошло.

61. Образ кабана, вепря, играл в архаической Скандинавии одну из важнейших ролей в качестве мифологического и магического символа. Мифический вепрь считался тотемным прародителем племени свионов (от древнегерманского наименования свиньи, отсюда также скандинавское имя Свейн). Именно изображения вепрей, чрезвычайно стилизованные, но иногда вполне реалистичные, играют основную роль в орнаментальном искусстве германцев первых веков нашей эры, служат ключевым элементом – несущим охранно-магическую нагрузку – не только вендельских шлемов Скандинавии, но и синхронных шлемов Британских островов. Устойчивый оборот "рубили вепрей на вражьих шлемах" обычен в "Беовульфе". В целом отметим, что, наряду с хищной птицей, вепрю принадлежит лидирующее место в перечне сюжетов древнескандинавского искусства эпохи торжества и расцвета звериного стиля.

62. До конунга (дротта) Хаки простирается так называемый мифологический период генеалогии скандинавских конунгов, после него – эпический. Хронологическая граница пролегает подканалу VI столетия. См. Г. С. Лебедев "Эпоха викингов в Северной Европе".

63. Ивар Широкие Объятья – эпический конунг, которому приписывается владение землями не только Дании и Швеции, но и Восточной Англии, землями саксов и "Восточными странами". Провозвестник, таким образом, Канута Могучего.

64. По сути, именно принадлежность к роду Инглингов, ведущему свое начало непосредственно от асов и самого Одина, определяла степень правомерности претензий того или иного конунга на верховную власть над шведами или норвежцами – по крайней мере, в эпоху викингов.

65. Определённое своеобразие экономического и общественного устройства Скандинавии сохранялось на протяжении всего периода феодализма и, в несколько измененных формах, продолжает иметь место и поныне. Особые природно-климатические условия, географическое положение и обусловленная им известная изоляция от остального мира, особенности национальной традиции, некоторая замедленность развития – все это способствовало сложению особого, скандинавского варианта общественного устройства. Уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что Норвегия была единственной европейской страной, никогда не знавшей крепостною права.

66. Более подробно о формировании феодальных отношений в европейских странах – см. Гуревич А. Я. "Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе" (М., 1970); Корсунский А. Р. "Образование раннефеодального государства в Западной Европе" (М., 1963); Корсунский А. Р. "Возникновение феодальных отношений в Западной Европе" (М., 1968, 1973, 1979).

67. Жизнь родового общества в любом регионе была достаточно скудной и тяжелой. В силу этого потеря каждого человека была ощутимым ударом по благосостоянию социума; Не в последнюю очередь в этом следует видеть исток стремлений даже сугубо уголовные преступления карать путем материальной компенсации. В архаическом скандинавском обществе, в условиях существования фактически на пределе выживания, каковое существование отягощалось суровыми климатическими условиями, эта тенденция должна была приобретать особенно отчетливые очертания. К тому же стоит учесть, что, как правило, в стычках и преступлениях принимали участие наиболее активные, сильные и боеспособные члены общества, ликвидация которых в качестве наказания принесла бы гораздо больше вреда, чем сопутствующий ей, совершенно мнимый "воспитательный" эффект.

68. При том уровне развития общества гораздо проще было конунгу с дружиной переместиться к месту, где находились съестные припасы, предназначенные для их пропитания, чем перевозить эти припасы по стране. Таким образом, наряду с надзорными и государственными функциями, с инспектированием подвластных территорий, перемещение двора конунга по его землям имело и вполне прозаический характер "кормления". Аналогичная практика универсальна для раннефеодальных государств; наиболее полными данными мы располагаем о перемещениях двора Карла Великого в королевстве франков. На Руси скандинавской вейцле соответствует княжеское полюдье.

69. Одна из "песен Старшей Эдды, обычно трактующаяся как произведение, в котором отражено мифологическое представление древних скандинавов о происхождении социального неравенства, классов и сословий общества.

70. Скальдическая поэзия представляет совершенно уникальный пример стихотворной традиции, не находя себе прямых аналогий в творчестве иных народов. Выспренность стиля, доведенная до высшей степени совершенства и сложности, сопряжена в ней с чрезвычайной сюжетной бедностью – подавляющее большинство дошедших до нас стихотворных произведений либо являются описаниями битв и боевых столкновений, либо воспевают высококачественное, часто наградное, оружие. Иная тематика, как, скажем, любовная лирика (в знаменитых стихах Харальда Сурового, обращенных к Елизавете Ярославне), является для скальдической поэзии все же исключением из общего правила. Подробную характеристику поэзии скальдов см. в кн. "Поэзия скальдов" (М., 1979); кроме того – Стеблин-Каменский М. И. "Происхождение поэзии скальдов" (Скандинавский сборник, 1958, № 3) и в других работах М. И. Стеблинг-Каменского.

71. Основным источником в плане искусства поэтики скальдов, для нас служит, помимо самих стихов, та часть Младшей Эдды Снорри Стурлусона, которая именуется "Язык поэзии" и является своеобразным учебником скальдического ремесла.

72. Браги Старый – первый известный по имени скальд, живший в конце VIII – начале IX в., позднее был причислен к асам и введен в древнескандинавский языческий пантеон.

73. Перевод А. Шемякина.

74. См. прим 29.

75. Предсказания и вещие сны являются важным элементом сюжета многих саг и, судя по всему, играли важную роль в жизни скандинавов.

76. Рунические календари надолго пережили собственно руническую письменность и находились в обращении в крестьянском, быту в Скандинавии, в частности, в Швеции и на островах Балтики, заселенных шведами, вплоть до XVIII и XIX вв. Восемь подобных календарей хранятся в коллекции Музея антропологии и этнографии им Петра Великого (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге.

77. Считается, что образцом для воображаемого "архитектурного проекта" Вальхаллы служил в том числе и римский Колизей, как и другие амфитеатры Империи, с которыми германцы познакомились, в эпоху Великого Переселения народов.

78. Слово runa в переводе собственно означает "тайна".

79. В настоящее время число обнаруженных рунических надписей разного рода и на разных материалах составляет около 3000. Более точное количество указать не представляется возможным, так как ежегодно в оборот вводятся новые надписи. Подавляющее большинство известных рунических памятников относится к эпохе викингов, в особенности к первой половине XI столетия. К старшеруническим – относящимся к эпохе Великого Переселения народов и вендельскому времени (и к средневековым – позднее второй половины XI в.) – могут быть отнесены несколько сотен эпиграфических памятников.

80. Литература, посвященная рунам, огромна. Не вдаваясь в подробности, отметим, что старейшей рунической надписью из обнаруженных традиционно считается надпись raunijar на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия, около 200 г.), хотя Тацит отмечает использование рун уже в I в. н. э. Подробнее о рунах см. Мельникова Е. А. "Скандинавские рунические надписи" (М., 1977); Moltke Е. "Runes and their origin. Denmark and elsewhere" (Copenhagen, 1985); Weber E. "Kleine Runenkunde" (Berlin, 1941).

81. Ульфиле принадлежит не только честь создания готского письменного языка, но и заслуга изобретения готского алфавита, использующего элементы рунического футарка.

82. Руны изначально использовались, несомненно, прежде всего как элемент магического ритуала и применялись в первую очередь для гадания и фиксации заклинаний. Однако, кроме двух фраз у Тацита, иных источников знаний о конкретной практике гадания на рунах у нас не имеется. В этом контексте все современные издания, описывающие технику гадания на рунах, беспочвенны и являются лишь плодом фантазии их авторов. Единственный источник, повествующий о магическом значении рун, – часть текста Старшей Эдды; иногда именуемая Runatal, "Перечень рун", – дает лишь достаточно темные по смыслу толкования, не всегда сопоставимые с конкретными руническими знаками, и вовсе не сообщает о самой технике гадания.

83. Расцвет рунических камней, время их массовой установки, приходится на первую половину XI в.

84. Этот эпизод – один из наиболее классических примеров употребления рун для написания заклинаний среди упоминающихся в сагах. Слова Эгиля весьма часто цитируются, и мы приводим их здесь в современном переводе:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться,
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой.

85. О религиозно-мифологических представлениях скандинавов см. Larsen U. Н. "Vikingernes religion og livsansquelse" (Odense, 1989), а также уже упомянутую книгу М. И. Стеблин-Каменского "Миф" (Л., 1976) и брошюру Е. М. Мелетинского "Скандинавская мифология как система" (М., 1973).

86. Репрессии Харальда Прекрасноволосого, вполне ортодоксального язычника, направленные против колдунов, были продиктованы исключительно прагматическими интересами борьбы за власть и установление собственного контроля над подданными вновь создаваемой державы. В этом принципиальное отличие их от подобных карательных акций последующих конунгов – таких, как Олаф Трюггвасон, Олаф Святой и Харальд Суровый, совмещавших с борьбой за власть еще и требования исповедания новой религии – христианства.

87. Вёльвы-прорицательницы играли заметную роль в жизни норманнов. Именно устами такой вельвы в Старшей Эдде повествуется о грядущей Гибели богов, Рагнарекк, и судьбах мира.

88. Образ Одина – едва ли не самый темный для истолкования среди образов асов скандинавской мифологии. Несомненно, ему изначально были присущи шаманские функции. Будучи богом мертвых, забирающим в свой чертог павших в бою воинов, Один, в то же время, появляется среди людей чаще всего в совершенно не воинственном обличье неприметного старика. Согласно Саге об Инглингах, Один был первым конунгом в Великой Свитьод, прародине скандинавов. По мнению современных исследователей, время его правления должно быть соотнесено примерно с рубежом эр.

89. Важную роль в жизни скандинавских викингов играли т. н. felagi (производное от leggja fe – сложить имущество) – союзы, основанные на побратимстве, которые были цементирующим низовым средством, формой сплочения викингов. Наиболее широко этот термин трактуется как обозначение участников одного похода викингов. Однако чаще под ним все же понимают именно объединение в торговых целях. В определенном смысле в нем можно усмотреть семантическую аналогию с русским термином "товарищ", изначально обозначавшим купцов, соединивших свои усилия и товар для ведения совместной торговли. В скандинавском обществе викинги чаще всего сочетали в себе функции воинов-пиратов и купцов и фелаги служили вообще основой взаимопомощи между отдельными людьми. Многочисленные рунические камни, поставленные "по товарищу своему", а также неоднократные упоминания в сагах о близкой дружбе и побратимстве персонажей дают повод говорить о достаточно развитом институте этой формы товарищества, необходимого в ту весьма неспокойную эпоху, когда всякая поддержка в изменчивых и опасных обстоятельствах повседневной жизни играла чрезвычайно важную роль. В то же время, по замечанию Е. А. Мельниковой, такие товарищества образовывались на время одной поездки, редко на более длительный срок, для защиты от нападений врага и для более упорядоченного ведения торговых дел; возможно, их следует расценивать как раннюю форму купеческих организаций.

90. Древнегерманские обычаи в области семьи и брака, получившие у скандинавов эпохи викингов наивысшее и завершенное развитие, явились той основой, из которой, под влиянием христианской доктрины (прежде всего культа Девы Марии), в средние века возник весь комплекс представлений о прекрасной даме и системе идеальных рыцарских отношений мужчины и женщины,, что послужило одним из оснований всей европейской цивилизации.

91. Транзитная торговля, осуществлявшаяся скандинавами на морях Северной Европы, в Восточной Европе и других регионах явилась, в конечном итоге, одной из наиболее существенных экономических, социальных и политических основ государствообразовательных процессов на Руси и в самой Скандинавии.

92. Отсюда общеупотребительный у скандинавов обычай разрезать серебряные арабские монеты ножом на две или четыре части для более дробного отвешивания серебра при заключении сделки. Не придавая значения малопонятной легенде монеты и не разбираясь в ее номинальной стоимости, скандинавы предпочитали вести расчеты в драгоценных металлах на вес. Именно поэтому весы являются непременной принадлежностью погребального инвентаря викингов-купцов.

93. Скандинавское судостроение прошло длительный и славный путь развития от древнейших лодок со своеобразным двойным штевнем, чрезвычайно часто встречающихся на наскальных изображениях архаической Скандинавии (им полностью соответствует обнаруженная при раскопках ладья из Хьёртшпринга, датируемая примерно IV в. до н. э.), до великолепных образцов кораблей викингов, которые известны нам по результатам раскопок, в частности в Усеберге, Гокстаде и Скульллелеве. Однако читателю следует иметь в виду, что Стриннгольм при написании своего труда не располагал сведениями о тех великолепных находках прекрасно сохранившихся судов викингов, которые были сделаны спустя несколько десятилетий. Он пользовался прежде всего письменными источниками и, соответственно, не мог адекватно охарактеризовать то, что сегодня нам представляется само собой разумеющимся: Тем не менее ему удалось справиться с задачей и обрисовать в общих чертах скандинавское судостроение эпохи викингов. Впервые достаточно детальное описание кораблей Севера дает нам Тацит, сообщая в 44-й главе своей "Германии", что "среди самого Океана обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за другим; они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону". Действительно, симметричная форма корпуса, идентичного в оконечностях, была характерной особенностью скандинавского судостроения. По существу даже самые крупные корабли викингов были, с точки зрения строгой терминологии, большими лодками. Морской образ жизни и выработанная веками судостроительная традиция привела в середине I тыс. н. э. к созданию великолепных кораблей, отличавшихся прекрасными мореходными качествами. Эти качества не были превзойдены европейскими судостроителями вплоть до конца средневековья и начала нового времени – известно, что вплоть до XV столетия мореходы других стран Европы не отваживались на что-либо более масштабное, чем дальние каботажные плавания в прямой видимости берегов или пересечение закрытых водных бассейнов, таких как Средиземное море. Именно поэтому ни англичане, ни франки не смогли в эпоху викингов составить хоть сколько-нибудь успешную конкуренцию скандинавам на морях, несмотря на попытки организации регулярного флота Карлом Великим и Альфредом Великим соответственно на рубеже VIII-IX и в конце IX столетий. Вплоть до VII столетия скандинавы не применяли парус, и флот был гребным. В этот период, т. н. вендельское время, тем не менее был полностью освоен и находился в основном в орбите скандинавского влияния бассейн Балтики и прилегающие прибалтийские территории Восточной. Европы. Начало широкого применения паруса имело одним из своих последствий увеличение дальности и свободы мореплавания и сделало возможными длительные, дальние и стремительные походы викингов, а также массовую колонизацию заморских земель и географические открытия. Длина наиболее крупных судов скандинавов достигала 23-25 м и определялась прежде всего максимальным размером соснового ствола, из которого изготавливалась килевая балка. Вместимость большого корабля составляла от 40 до 70 и более вооруженных воинов. Непревзойденным источником сведений о кораблестроении у древних скандинавов является книга Й. фон Фиркса "Суда викингов" (Л., 1981).

94. Ask – ясень. Обшивка судов делалась из ясеня – вот почему жители подвергавшихся набегам викингов фрисландских земель дали им довольно поэтически звучащее название аскеманнов – плывущих на ясенях, ясеневых людей.

95. Яркий пример резного корабельного декора дает нам корабль из погребения в Усеберге, относимый к самому началу эпохи викингов.

96. Корабль был любимым детищем скандинавской морской цивилизации и играл огромную роль в повседневной жизни викингов. Этому соответствовали важная посмертная роль корабля. Общим правилом погребального обряда Скандинавии было использование корабля в качестве важнейшего атрибута, сопровождающего умершего вождя или воина в его путешествии в загробный мир. Скандинавские погребения в ладье являются визитной карточкой цивилизации викингов. Даже весьма бедные члены общества, не располагавшие возможностью отбыть в мир иной в достойном корабле или хотя бы небольшой лодке, удостаивались чести захоронения в курганах с выкладкой из камней, напоминающей контур корабля.

97. Кузнечное ремесло является древнейшим из отделившихся от сугубо натурального архаического хозяйства ремесел, которое раньше других встало на путь специализации. Скандинавы создали в эпоху викингов неплохую технологическую базу металлургии, позволявшую, в частности, успешно и массово воспроизводить наиболее эффективное и качественное наступательное оружие раннего средневековья – каролингские мечи, дизайн которых был разработан на Рейне, во Франкском государстве. В этом контексте интересны находки комплексов кузнечных инструментов – из озера Мястермюр в Швеции (вероятно, затонувшего целиком при переправе через озеро его владельца) и практически идентичного ему комплекта из Старой Ладоги (раскопки Е. А. Рябинина, 1975 г.).

98. Примером высокого уровня развития, которого достигло в Скандинавии искусство резьбы, по дереву является погребальный инвентарь уже упоминавшегося погребения в Усеберге – резные сани, повозка, деревянная кровать и т. д.

99. Наиболее яркими примерами подобного шпалерного мастерства является фрагмент настенного ковра в погребении в Усеберге и, конечно же, знаменитый ковер Байе. Несмотря на то что он создан в Нормандии в конце XI столетия, этот ковер дает представление об общей традиции, продержавшейся в течение всего средневековья; изготовления подобных вышитых полотнищ для завешивания стен по периметру пиршественного зала. Ковер Байе знаменит тем, что является основным визуальным источником, освещающим битву, при Гастингсе. На полотнище, около 0,5 м ширины и около 50 м длины, последовательно изображен весь ход событий, связанных с начальным этапом захвата Британии нормандцами – от завязки интриги с претензиями Гарольда и Вильгельма на английский престол, через подготовку флота и высадку десанта к собственно битве и ее ходу – вплоть до отступления англосаксов с поля боя.

100. Длинные дома являются отличительной особенностью домостроительной традиции древней Скандинавии, как правило, именно по ним можно выявить присутствие скандинавов в составе жителей того или иного поселения за пределами Северной Европы – например, в Старой Ладоге или Гренландии и Винланде.

101. Отказ от употребления в пищу конины был одним из наиболее принципиальных условий христианской церкви при крещении язычников. В то же время, судя по высокой роли коня в погребальном языческом обряде скандинавов, употребление в пищу конины имело не только сугубо прагматический, но и определенный ритуальный смысл – по крайней мере, в некоторых обстоятельствам.

102. Классическим примером является Норвегия, особенно ее центральные и северные районы. В силу чрезвычайной изрезанности побережья иные формы сообщения, кроме морского, были практически невозможны. Отсюда само название страны (Nordwegr – Северный путь).

103. Не в последнюю очередь причиной бытования обычая гостеприимства в архаических обществах является информационный голод. Ведь гость, особенно прибывший издалека, – это всегда новые рассказы о чем-то неизвестном, всегда возможность узнать о том, что произошло и изменилось в мире. Судя по сообщениям саг, викинги, сценой жизни которых был почти весь доступный взгляду человека того времени мир, были желанными гостями в любой усадьбе – если, конечно, приходили с мирными намерениями.

104. Пир, совместная трапеза, в архаических обществах является важнейшим, центральным ритуалом. В его ходе не только воспроизводились связи между членами социума; пир был основным способом общения власти и подчиненных, конунга и его дружины – именно здесь чаще всего решались спорные вопросы, производились новые назначения на должность, раздавались награды и порой делилась добыча.

105. Именно пиршества были тем поприщем, на котором прежде всего расцветало устное творчество Скандинавии. Саги и героические песни, длительное время воспроизводившиеся на подобных собраниях, смогли дойти в прекрасной сохранности до того времени, когда сложились исторические условия для их письменной фиксации.

106. Ювелирные изделия и украшения, с которыми, в частности, знакомят нас многочисленные раскопки как в Скандинавии, так и там, где скандинавы жили, воевали или торговали, демонстрируют высокий уровень как художественного вкуса, так и технологического мастерства. Заинтересованного читателя отошлем к многочисленным археологическим публикациям, посвященным эпохе викингов. Здесь же отметим, что наиболее важным отличительным признаком, в частности, женского скандинавского костюма являлись парные фибулы, располагавшиеся на ключицах и соединенные, как правило, цепочкой. Обычай ношения парных фибул на ключицах, безотносительно к весьма вариативной форме самих этих предметов убора, является общегерманским и чрезвычайно распространен с начала нашей эры, в особенности с эпохи Великого Переселения народов. В скандинавском обществе он достиг своей логической завершенности.

107. Под влиянием, видимо, восточной моды возник описанный в источниках и реконструируемый по материалам погребений костюм купца-викинга, характеризующим элементом которого выступали пышные штаны, присборенные у колена, на которые шло огромное количество ткани.

108. Эти кольца (от которых, в частности, ведет свое начало вся сюжетная линия трилогии Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин Колец"), являвшиеся мерилом удачи, наградным предметом и просто украшением, несомненно, не были перстнями в нашем понимании, – в них следует видеть, скорее всего, витые браслеты в несколько оборотов, сделанные из драгоценного металла, преимущественно золота. В этом контексте становится понятна практика разрубания колец при дележе между дружинниками, а также значение термина "кольцедробитель" (одного из эпитетов, характеризующих идеального конунга), теряющее, при традиционном понимании кольца как предмета, носимого на пальце, всякий смысл.

Основные цитируемые источники

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.

Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997.

Исландские саги. М., 1956.

Исландские саги. Ирландский эпос М., 1973.

Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967.

Повесть временных лет. М.-Л., 1950.

Поэзия скальдов. М., 1979.

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939.

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. М., 1994.

Снорри Стурлусон. Круг Земной. М, 1980 или 1995.

Тацит Публий Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения. Л., 1969, или СПб., 1993.