Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Новости

30-03-2015 | О роли скандинавских святых в христианизации полуострова

Местные культы скандинавских святых играли большую роль в христианизации полуострова. Такой вывод был сделан в результате уникального сравнительного анализа, посвящённого 23 святым Швеции и Дании.

По мнению доцента Гётеборгского ун-та Сары Эллис Нильссон, есть прямая связь между культом святых и церковно-административной организацией, возникшей в Скандинавии в XII в.

Культы святых возникли в Скандинавии в раннее средневековье, когда на полуострове существовали два крупных диоцеза – Уппсала и Лунд (в Сконе). Первый соотносится со Швецией, второй – с Данией. Различные церковные институты в Уппсале и Лунде появились в XI-XII вв.

"Эти ранние культы служили нескольким целям, – считает С. Э. Нильссон. – Чествование святых упрочило христианство в регионах, но не менее важно то, что культы помогли "застолбить" священные места. Неудивительно, что церкви и храмы строились на месте этих культов".

Святыми часто были люди, которые жили "на местах", – Элин из Скёвде, Ботвид из Сёдерманланда, Тогер из Вестервига, Маргарета из Роскильде. Они представляли собой важные образцы для подражания. Считалось, что со всеми эти святыми связаны какие-либо чудеса, задокументированные в их агиографиях. Некоторые из них были мучениками, другие канонизированы благодаря своим добрым деяниям. Например, Элин из Скёвде собирал деньги на постройку церкви.

С. Э. Нильссон показывает, что в Дании стали интересоваться канонизацией Папой Римским раньше, чем в Швеции. Это указывает на более тесные связи Дании с Престолом. "В ранней Дании местный святой должен был быть канонизирован папой, чтобы официально чествоваться в церкви, – говорит она. – В Швеции такого не требовалось".

В своём исследовании С. Э. Нильссон опиралась на остатки средневековых церковных книг, которые после Реформации были частично уничтожены, а куски из них использовались в качестве обложек для других книг, нередко – бухгалтерских. Около сотни лет назад началась работа по каталогизации таких полууничтоженных книг.

"В этих текстах можно найти много информации, – объясняет специалист. – Местные святые почитались, у них имелись собственные дни в календаре. В диоцезах их широко праздновали. Например, Элин продолжал долгое время почитаться в Скаре. В то же время датские женщины-святые почитались не такое долгое время. Вероятно, потому что эти культы не поддерживали зажиточные семьи и Церковь. У них даже не было официальных праздников".

По материалам Past Horizons

Вернуться к списку новостей