Библиотека
 Хронология
 Археология
 Справочники
 Скандинавистика
 Карты
 О сайте
 Новости
 Карта сайта



Корабли

 
ХЬЁРТШПРИНГ  


 

На севере датского о. Альс находилось поместье Хьёртшпринг ("Прыжок оленя"). В 1921 г. там землечерпалкой рыли ров через небольшое торфяное болото (размером всего 45х50 м), находившееся в 3 км от Балтийского моря. В вычерпываемом грунте встречались многочисленные остатки предметов прошлого, о чем было сообщено в датский Национальный музей в Копенгагене. В 1921-1922 гг. его сотрудники исследовали найденный на болоте жертвенник. В сообщениях, опубликованных Г. Розенбергом, перечисляются находки: старейшее оружие из стали (1), обнаруженное в Скандинавии (8 однолезвийных мечей и 140 наконечников копий различной формы), 30 костяных наконечников для копий, 50 длинных щитов с бляхами из дерева – умбонами, выточенные из дерева тарелки, коробки и сосуды, а также бронзовая накладка и бронзовая игла. Болото у Хьертшпринга оказалось самым древним жертвенником в Скандинавии, т. е. местом жертвоприношения военной добычи в IV и III вв. до н. э.

Особое значение эта находка имеет благодаря обнаруженной лодке-ладье, которая была разрушена на месте жертвоприношения: во время работы землечерпалки она сильно пострадала (рис. 1). Остатки ладьи в настоящее время находятся в Национальном музее в Копенгагене (рис. 2).

Главные размерения ладьи (рис. 3): наибольшая длина 15,3 м, наибольшая ширина 2,07 м и высота борта 0,78 м. Интересно, что длина внутренней части ладьи вследствие особой формы штевней составляет 13,28 м.

Ладья состоит из днищевой доски, к которой с каждой стороны привязаны по две бортовые доски. По опубликованным данным, эти доски имели выпуклую форму, хотя последнее маловероятно, так как потребовалась бы очень сложная обработка досок. Наша постройка модели этой ладьи показала, что ее можно изготовить и из прямых бортовых досок (рис. 4). Однако рис. 5 соответствует описаниям в печати.

Доски для ладьи из Хьертшпринга изготовлены из липы. Они положены внакрой на 20 мм и имеют отверстия через 70-80 мм. Сквозь отверстия, которые с обеих сторон покрыты варом, пропущены связки из лыка (рис. 6).

С внутренней стороны борта пояса имеют 10 рядов выступов – планок или клампов, идущих поперек ладьи и выполненных как одно целое с доской. На трех нижних поясах обшивки в ряду – по пять клампов, а на двух верхних – по три. Через каждый кламп просверлено отверстие. С клампами соединены выгнутые ребра – шпангоуты, изготовленные из ореха-лещины толщиной около 35 мм. Шпангоуты вместе с банками из ясеня, просверленными на концах для прохождения ребер, и вертикальными ясеневыми подпорками банок – пиллерсами – обеспечивали поперечную прочность ладьи. Продольная же прочность увеличена планширем шириной 65 мм, выполненным из доски.

Характерными для ладьи из Хьертшпринга являются ее штевни (рис. 7), которые в корме и в носу почти одинаковы. Связанный с досками обшивки штевневый брус и штевневая доска, клювообразно удлиненная днищевая доска и подобной формы планширь и составляют штевень. О назначении таких штевней высказывались разные мнения. Вряд ли их использовали в качестве тарана, так как доски корпуса тонкие, толщиной всего лишь 15 мм, об этом же говорит и общая форма штевней. Вероятнее всего, двойной штевень играл роль защитного при высадке на берег и поддержки при креплении культовых символов.

Для движения ладьи использовали гребки, которые имели относительно узкую лопасть – шириной от 50 до 95 мм (рис. 8). Для управления служили два свободных рулевых гребка с шириной лопатки 215 мм. Длина рулевых гребков – около 1,45 м, а остальных – в среднем 1,70 м.

На ладье имелось 20 мест для гребцов. Масса команды из 25 человек и снабжения составляла 2200 кг, из расчета 90 кг на человека, включая оружие. Сама ладья, по оценке исследователя Йоханессена, весила 530 кг, а по оценке Тиммермана, экстраполировавшего массу по модели, выполненной в 1/10 натуральной величины, – 700 кг. При водоизмещении 2800 кг осадка хьёртшпрингской ладьи составляла 0,32 м, а высота надводного борта – 0,46 м.

Ладья из Хьертшпринга имеет сходство с ладьями свионов, которые описал Тацит, и с судами на ряде наскальных рисунков.

Из Тацита (для справки):

"За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом. Их суда примечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та и другая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за другим; они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону".

Примечание:

1. Вместо ранее применявшегося термина "железо" в работе применяется термин "сталь". Железо в современном немецком техническом языке означает химический элемент или технически чистое железо. Сталью же называют все сплавы железа с углеродом и в том числе с малым содержанием его (менее 1,7%). В то время сталь в небольших количествах производилась в горнах сыродутным способом, т. е. прямо из железной руды, и большей частью она имела малое содержание углерода. Многочисленными перековками из крицы по возможности удаляли шлак и превращали ее в единый кусок металла, правда, с характерными многочисленными шлаковыми вкраплениями. Железа в то время было очень мало, оно было очень ценным, и из него даже делали украшения.

Литература:

Фиркс фон. Суда викингов (текст полностью – на сайте Северная слава)

Викинги. Набеги с севера

Галерея